Что такое консистентная смазка для авто

Консистентная смазка – применение, разновидности

Для чего нужны смазочные материалы? В первую очередь, для снижения трения между деталями, которые в процессе работы динамически соприкасаются друг с другом.

Помимо антифрикционных, у масел и смазок есть иные задачи. Защита от коррозии, агрессивной внешней среды, очистка поверхности от загрязнений, уплотнение узлов для сохранения герметичности.

Жидкие масла обеспечивают теплоотвод для охлаждения нагруженных агрегатов. Существуют и специальные задачи: например, создание разделительного слоя при объемной отливке деталей или создании изделий из стеклопластика.

Соразмерно задачам, требуются различные свойства масел. Восприимчивость к температуре, вязкость, и пр. Например, жидкая или консистентная смазка, совершенно по-разному ведут себя в одних и тех же механизмах.

Консистентная смазка, что это такое?

Иное наименование: пластичная смазка. Представляет собой дисперсную смесь жидкой классической основы с загустителем, удерживающим консистенцию при определенных (рабочих) температурах.

Что такое консистентная смазка с точки зрения агрегатного состояния? Ее нельзя отнести ни к жидкостям, ни к твердым предметам. Это мазеобразное вещество с отличной адгезией (достаточно липкое, чтобы удерживаться на необработанных поверхностях).

До определенного объема (или толщины слоя) смазка удерживается на поверхности детали в любых положениях: горизонтальное, вертикальное.

Наибольший интерес представляет переходный период агрегатного состояния. Под нагрузкой, непосредственно в зоне контакта обработанных деталей, смазка переходит в жидкое состояние, равномерно распределяясь по поверхности.

В состоянии покоя, субстанция сохраняет первоначальную форму, и не удаляется из рабочей зоны самостоятельно. Так же точно ведет себя сливочное масло при комнатной температуре.

При намазывании на хлеб – состав растекается, как жидкость. Стоит прекратить воздействие – масло остается в той же форме, в которой было нанесено.

В качестве примера, посмотрим, как работает смазка консистентная для подшипников. Даже если сепараторы не закрыты кожухом (открытый подшипник), состав остается в рабочей зоне, как при работе узла, так и в состоянии покоя.

А в точке касания роликов (шариков) и обоймы, густота сменяется на жидкость, и обеспечивает надежное антифрикционное покрытие.

При этом стоит хоть капле смазки выдавиться из зоны работы, она моментально фиксируется, и не разбрызгивается за пределы агрегата. При отсутствии загустителя, масло просто вытекло бы из сепаратора подшипника.

Производство подобных составов – это целая индустрия. Например, Exxon Mobil Corporation выпускает консистентную смазку Mobil для подшипниковых заводов: она закладывается в обойму прямо на конвейере.

Нефтяные концерны постоянно совершенствуют химический состав, улучшая характеристики и потребительские свойства пластичной смазки.

Свойства пластичных смазок

Рассмотрим наиболее важные свойства, которые часто используются при подборе консистентных смазок для механизмов.

Главный параметр – температура каплепадения

Чем она выше, тем дольше состав будет удерживаться на поверхности детали под нагрузкой.

Эффективная вязкость

Загустевший состав приобретает консистенцию парафина, и не формирует жидкую фазу в рабочей зоне. Например, неправильно подобранная смазка для велосипеда просто осыпается с цепной передачи на морозе, или скатывается в комочки.

Поэтому разработка формулы – это постоянный поиск компромисса. Эффективная вязкость – как раз определяет способность переходить в жидкое агрегатное состояние, и удерживаться на поверхности. Особенно важно сохранять стабильную консистенцию в негерметизированных узлах.

Пенетрация

Это степень густоты в так называемом твердом агрегатном состоянии. Замеры производятся с помощью тарированного конуса, погружаемого в емкость со смазкой.

В чистом виде этот параметр не важен, однако он определяет предел прочности слоя и его зависимость от температуры.

Параметры определяются составом, подробности на иллюстрации:

Создание формулы происходит в соответствии с техническим заданием, которое представляет конкретный заказчик, или в целом диктует рынок.

Некоторые производители работают исключительно в содружестве с корпоративными потребителями (производители агрегатов, подшипников, автомобилей).

А такие компании, как Liqui Moly, выпускают консистентную смазку в основном для розничной торговли.

Виды консистентных смазок

  1. Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
  2. Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C). Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.
  3. Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
  4. На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами. Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты резиновых уплотнителей.
  5. Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
  6. Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
  7. Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.

Универсальная консистентная смазка

На самом деле – ее не существует. Универсальность может быть обеспечена только в узких рамках условий применения. Например, пластичная автомобильная смазка может применяться в подшипниках, ШРУСах и шаровых опорах.

Однако ее нельзя закладывать в шестерни принтеров или в механизм кофемашины. Поэтому производители предлагают целую палитру составов для самых разных нужд.

Профильность консистентных смазок не является проблемой. Условно они разделяются не более чем на 3 категории:

  • индустриальные (для механических агрегатов и транспорта) Например, солидол;
  • медицинские (они же пищевые);
  • специальные (для измерительных приборов, бытовой и офисной техники).

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Консистентная смазка для автомобиля, назначение, спецификация

Консистентная смазка для автомобиля – это особая группа пластичных масел для отдельных узлов трансмиссии, которая в зависимости от состояния может находиться как твердой, так и в жидкой фазе. Пластичные смеси применяются для снижения силы трения в местах контакта соприкасающихся деталей, где обычная масляная жидкость не задерживается: рычажные или шарнирные соединения, подшипники, червячные передачи и др.

Характеристика пластичных смазок

Консистентные смазки относят к разряду аномальных жидкостей. В спокойном состоянии они представляют собой упругие твердые вещества. В случае возникновения механических нагрузок субстанция переходит в жидкую фазу. Лишь только воздействие на детали ослабевает, масло вновь приобретает свою обычную форму.

Свойства

Консистентные смазки производятся путем смешивания жидких минеральных или синтетических масел с твердыми загустителями. Загустители создают в структуре продукта своеобразный каркас, служащий для удержания жидкой дисперсионной среды.

К физико-химическим свойствам пластичных смазок относится ряд параметров, которые аналогичны для жидких масел, но разнятся с ними своим количественным составом и методами испытаний качества продукции.

В зависимости от технических характеристик консистентные составы условно делятся на 2 группы. Первая категория величин определяет термические условия применения смазки, ее защитные и смазывающие качества:

  • температурный порог каплепадения;
  • пенетрацию;
  • вязкость;
  • прочность;
  • коллоидную стабильность.

Вторая группа характеризует предельное значение количества вредных примесей:

  • щелочей;
  • механических включений;
  • кислот;
  • золы;
  • воды.

В пластичной структуре материала при нагреве происходит обрушение кристаллической решетки, и смазка в этот момент переходит в жидкое состояние. Температурная граница, обозначающая начало изменения аморфного состояния вещества называется температурой каплепадения. Это значение зависит от типа и объемного содержания загустителя.

В зависимости от величины термических показателей смазки делятся:

  • низкоплавкие (≤ 65°C);
  • среднеплавкие (65–85°C);
  • тугоплавкие (85–100°C).

Для эффективной защиты трущихся деталей, во время выбора масла, необходимо учитывать, что индекс текучести смазочного материала должен быть больше на 12–20°C температурного порога обслуживаемого устройства.

Пенетрация смазки определяет консистенцию смеси и измеряется в градусах. Густота материала исследуется путем опускания в масло конусообразной иглы (температура 25°C), которая под воздействием своего веса в течение 5 с должна показать определенную глубину погружения. Чем пластичней состав, тем больше значение пенетрации.

Читать еще:  Обжимаем сетевой кабель самостоятельно, с инструментом и без него

Эффективность вязкости смазки определяют посредством перегонки (прокачивания) под давлением образца материала по шлангам заданного диаметра. Выбранный состав и минимальная температура, при которой он способен прокачиваться определяет величину вязкости экземпляра.

Параметр прочности указывает какое оптимальное усилие нужно применить к смазочной смеси, чтобы при заданной температуре деформировать (сдвинуть) первый ряд масла относительно следующего. Если смазка обладает достаточным пределом прочности, то она будет хорошо удерживаться на вертикальной плоскости.

Показатель коллоидной стабильности определяет возможность пластичной смеси противодействовать отделению масляного вещества от основной структуры материала. Измеряется эта величина объемом масла в %, пропитавшего листок пористой бумаги.

Присутствие воды в составе консистентной смазки проявляется по-разному. Масла, изготовленные на основе немыльных загустителей, вымываются жидкостью. Кальциевые смазки наоборот требуют в своем составе присутствие влаги (1,5–3,0%). Без воды этот вид масла будет разлагаться на составляющие – мыло и масло.

Надежность пластичных смазок характеризует их химическая стабильность. Для предупреждения развития коррозионных процессов в местах контакта трущихся поверхностей, пластичные смазочные материалы не должны содержать в своей структуре воды, кислотных и щелочных компонентов, а для защиты деталей от абразивного воздействия – механических включений.

Требования

Качество консистентных смазок должно соответствовать климатическим условиям в которых будут эксплуатироваться автомобили. Причем свойства применяемых пластичных масел необходимо выбирать так, чтобы они могли обеспечивать сохранность транспорта в разных регионах использования.

Автомобиль за время своей эксплуатации может перемещаться на большие расстояния, то есть переезжать из одного климатического пояса в другой. Кроме того, непостоянный режим трения в различных механизмах, который зависит от состояния дорожного полотна, манеры езды и марки автомобиля, накладывает определенные правила. Поэтому разные составы смазок предназначены для разных условий эксплуатации, отсюда и требования, предъявляемые к их качеству, тоже разнятся:

  1. Для подшипников качения, работающих в зонах высоких температур (ступицы, механизм сцепления, помпа и др.), масла должны иметь высокую термостойкость, химическую и механическую устойчивость, низкое значение испаряемости, водостойкость, износостойкость и обладать достаточными противозадирными качествами.
  2. Шаровые опоры – это механизмы закрытого типа и применяемая смазка должна обеспечивать хорошую герметичность соединения, иметь высокие износостойкие и противозадирные свойства, а также отличаться повышенными физико-химическими характеристиками.
  3. Трущиеся шарнирные узлы тормозных механизмов (кроме колодок) должны смазываться составами малой консистенции, иметь высокие показатели влагостойкости, износостойкости и морозостойкости.
  4. Смазки для игольчатых подшипников карданных валов не должны вымываться водой и противодействовать абразивному износу от механических загрязнений, а также иметь высокие низкотемпературные и антиокислительные качества.
  5. Консистентная смазка готовая к применению по своему внешнему виду должна представлять однородную пластичную массу, без комков, расслоений и неорганических включений.

Технология производства

Изготовление консистентных смазок отличается от производственного процесса по выпуску традиционных моторных масел. Вся схема приготовления пластичного состава сводится к подбору и перемешиванию составляющих продукта, а затем варки этой смеси в специальных агрегатах при постоянной температуре.

Базовой основой пластичных смазок являются минеральные или синтетические масла (75–85%). От физико-химических характеристик основного компонента зависит качество выпускаемых материалов. Кристаллическую структуру (каркас) формирует загуститель (10–20%), который превращает жидкое масляное вещество в упругую пластичную массу. От типа этого компонента завися такие важные свойства, как водостойкость и термическая устойчивость.

Загустители отличаются своей основой и делятся на мыльные и немыльные составы. В роли немыльных сгущающих компонентов выступают:

    • воск;
    • церезин;
    • петролатум;
    • парафин и др.

Смазки на немыльных загустителях обладают высокой химической и механической стабильностью. Применение этой категории смазок позволяет предохранить металлические детали от возникновения на их поверхностях различных окислительных процессов (коррозия и др).

Автомобильные пластичные смазки (80%) производят на базе мыльных загустителей. Сырье для производства продукта получают путем искусственного омыления жира щелочными производными.

В зависимости от структурной составляющей жиров, используемых для приготовления мыльного состава, смазки подразделяются на синтетические (окисление парафина), природные и технические (стеариновые жирные кислоты). Для загустителей мыльных композитов применяют неорганические химические вещества:

  • бетонитные глины;
  • силикагель;
  • технический углерод и др.

Пластичные смазки на мыльных загустителях могут быть следующей структуры:

  • натриевые;
  • кальциевые;
  • литиевые;
  • бариевые;
  • алюминиевые и др.

Помимо мыльных и немыльных загустителей в целях повышения термических свойств в производстве пластических масел стали использовать жидкости на основе полимеров – это диэфиры и силиконы. Для улучшения эксплуатационных качеств в состав смазки могут добавляться, модифицирующие присадки, стабилизаторы, наполнители и красители.

Виды смазок и применение

Консистентные смазочные материалы широко применяются в автомобильной технике как защитные, антифрикционные и герметизирующие средства. Свойства пластичных масел во многом зависят от материала загустителя.

Самая распространенная группа смазок – это кальциевые субстанции. Представителей этой группы называют солидолами, вещества коричневого цвета, обладают удовлетворительными эксплуатационными свойствами и невысокой стоимостью. Они хорошо себя зарекомендовали как консервационные материалы, противодействуют коррозии и окислительным процессам.

Свойства комплексной кальциевой смазки значительно превосходят эксплуатационные показатели солидола. Они обладают наиболее лучшей противозадирной и термической характеристикой:

  1. Униол–1 используется как заменитель УТВ–1-13, автомобильного вазелина, ЯНЗ–2 и др.
  2. Униол–3 и 3М отличаются лучшими характеристиками, чем предыдущий образец. Они производятся на основе масла МС–20, которое славится своей морозостойкостью. Поэтому, эти составы рекомендовано использовать только в регионах с низкими температурными показателями.

Натриевые и натриево-кальциевые химические вещества отличаются высокой термической устойчивостью. В тоже время, они обладают невысокой водонепроницаемостью, растворимы в водных составах (антифриз, тосол), и не задерживаются на вертикальных плоскостях.

Смазка УТВ-1-13 – крупнозернистая мазь желтого цвета, относится к разряду жировых консталинов.

ЯНЗ-2 – пластичное масло черных или коричневых оттенков. Отличается хорошей водонепроницаемостью и высокими смазывающими параметрами.

АМ – клейкий, волокнистой структуры смазочный материал коричневого цвета. Состав изначально разрабатывался для карданных шарниров и ведущих колес автомобиля.

Литиевые пластичные смазки применяются практически во всех узлах автомобиля. Самый известный представитель этой группы – Литол-24. Универсальное консистентное масло, обладающее высокими эксплуатационными характеристиками. Благодаря этому свойству, оно может применяться как отличный заменитель любой из представленных здесь смазок.

К литиевой группе относятся:

  1. Фиол-3 – пластичная мазь зеленого цвета. Хорошо смешивается с Литолом.
  2. Фиол-1 – обладает меньшей вязкостью, прочностью, но зато имеет высокое значение морозостойкости.
  3. Фиол-2 – по своим свойствам занимает промежуточное положение между предыдущими материалами.
  4. Фиол-2М – имеет серебристо-черный оттенок, отличается присутствием в своем составе адгезионной добавки и наполнителя – сульфида молибдена (2%).
  5. Северол-1 – пластичная смазка светло-коричневого или желтоватого цвета, обладает повышенными антиокислительными и противозадирными свойствами.
  6. ЦИАТИМ-201 – мазь желтого цвета. Рекомендуется к применению в условиях низких температур и в местах контакта деталей, где нет высоких механических нагрузок.
  7. ЛСЦ-15 – незаменимое пластичное масло с антиокислительными модификаторами. Отличается высокими адгезионными качествами.

Бариевые смазочные материалы немного проигрывают литиевым композитам по термическим свойствам, но имеют высокий порог водонепроницаемости. Хорошо зарекомендовали себя комплексные бариевые композиции:

ШРБ-4 – клейкие, волокнистые субстанции желтых оттенков, характеризуется повышенными антикоррозионными характеристиками, не конфликтуют с резиновыми и полимерными комплектующими.

ШРУС-4 – смазки, разработанные исключительно для шарнирных соединений легкового транспорта.

Смазки на основе алюминиевых производных считают прорывом в области консистентных материалов. При равной стоимости с кальциевыми аналогами, они показывают высокие химические, механические, адгезионные и водозащитные свойства.

Углеводородные пластичные масла отличаются высокой консервационной способностью. ВТВ-1 – смазка относится к промышленным вазелинам, не растворим в водных композициях, прочно держится на вертикальных металлических поверхностях, обладает повышенной водостойкостью и морозоустойчивостью. Материал рекомендуется для обслуживания автомобильных аккумуляторных батарей.

Читать еще:  Теплопроводность и коэффициент теплопроводности

Силиконовые смазки – водостойкие, морозоустойчивые пластичные смеси. Производство таких материалов основано на применении в качестве загустителей кислородосодержащих кремнийорганических соединений. Незаменимы в местах присутствия резиновых и полимерных деталей.

Консистентные смазки

Смазочные материалы являются надежной защитой промышленного оборудования в процессе эксплуатации. Создавая пленку между трущимися поверхностями, образуя защитный слой, смазки позволяют предотвратить коррозию металлов, препятствуют истиранию, предотвращают воздействие внешней среды, тем самым продлевая «жизнь» промышленного оборудования. В зависимости от условий применения требуются разные виды смазок. Наиболее востребованными являются «консистентные», иначе называемые «пластичные» смазки. Данная группа включает смазочные материалы разной плотности, консистенции, термостойкости.

Описание

Смазочные материалы промышленного назначения по консистенции делятся на 3 группы:

  • жидкие — масла;
  • пластичные — смазки и компаунды;
  • твердые — порошки, антифрикционные покрытия.

Жидкие масла используются в циркуляционных системах, при необходимости обеспечения работы оборудования на высоких оборотах. Твердые — оптимальный вариант при необходимости защиты оборудования в запыленной среде, при воздействии экстремальных температур. Пластичные смазки более универсальны. Наиболее мягкие из них могут использоваться в системах автоматической подачи масел, вязкие смазки и компаунды являются лучшей защитой от механических воздействий, негативного влияния влаги, химически активной среды.

В составе пластичных смазок присутствуют 2 основных компонента: базовое масло и наполнитель, придающий составу защитные свойства. Благодаря наполнителям и присадкам масла не стекают, не выдавливаются из зазоров, сохраняют стабильность при воздействии высоких температур.

Состав

В качестве базы используются масла. Разновидность базы определяет свойства конечного продукта и влияет на его стоимость. Масла могут быть:

  1. Минеральными. Они являются продуктами нефтепереработки и представляют собой смесь высокомолекулярных углеводородов.
  2. Синтетическими. Они, в свою очередь, также классифицируются на полиэфирные (РОЕ), углеводородные, изопарафиновые, полиальфаолефиновые (PAO), силиконовые, полиалкиленгликолевые (PAG), перфторполиэфирные (PFPE) и прочие виды. Синтетические составы имеют более низкую степень испаряемости, повышенные термоокислительные свойства, низкий коэффициент трения. Сложность получения и улучшенные характеристики обуславливают высокую стоимость синтетической базы.
  3. Растительного и животного происхождения. Их используют крайне редко по причине дороговизны и трудности получения.

База не станет пластичной без добавок в виде загустителей и присадок.

В зависимости от типа загустителя, консистентные смазки делятся на:

  1. Мыльные. Наиболее распространено применение кальциевого, алюминиевого, бариевого, натриевого или литиевого мыла. Чаще всего в составе встречается литиевое мыло. Его включение позволяет использовать покрытие при температуре до 150⁰С и делает материал более пластичным.
  1. Кальциевые комплексы позволяют получить смазки с отличными влагозащитными свойствами, но использовать их можно только при температуре до 55⁰С. Повышение температуры приводит к расслаиванию, потере механической стабильности.
  2. Натриевые комплексы улучшают термостойкость составов. При этом влагозащита остается на низком уровне.

Получить универсальную по эксплуатационным характеристикам смазку позволяет комбинирование дополнительных включений:

  1. Органические. Сюда входят сажи, полимочевина, пигментные и полимерные составы. Если промышленное оборудование используется в условиях повышенных температур (около 250 °С), защитить детали поможет именно органическая смазка.
  2. Неорганические. Загустителем в таких продуктах является силикагель, графит, бетонит, асбест. Составы отличаются высокой термостабильностью.
  3. Углеводородные. При их производстве применяются тугоплавкие углеводороды: церизин, синтетический воск, озокерит, петролатум и прочие. Они обладают широким диапазоном рабочих температур, проявляют стойкость при работе оборудования на высоких оборотах.

В паспорте промышленного оборудования часто встречаются рекомендации к использованию антифрикционных, канатных, уплотнительных или консервационных смазочных материалов. Они различаются областью применения:

  1. Антифрикционные целесообразно использовать в местах повышенного трения деталей. Ими обрабатывают поверхности сопряженных элементов.
  2. Консервационные — используются при остановке оборудования на длительный период для его защиты от коррозии.
  3. Уплотнительные смазки, компаунды необходимы для герметизации соединений трубопроводной арматуры. Уплотнители заполняют все неровности, максимально увеличивая поверхности соприкосновения изделий.
  4. Канатные — необходимы для предотвращения истирания металлических канатов, проволоки.

Срок службы смазки не вечен. При наступлении срока техобслуживания старое покрытие удаляется, а новое наносится с помощью шприца. Однако в ходе повторных обработок возникает проблема: старая смазка не устраняется полностью, смешивается с новым составом, и при неправильном подборе материалов может возникнуть их несовместимость.

Чтобы смазка выполняла свои функции, необходимо проверить ее на совместимость с новым составом. В этом поможет таблица:

Согласно таблице, продукты с содержанием церезина и парафина совместимы со всеми составами, а максимальную бдительность следует проявить при использовании составов со стеаратами лития и кальция.

Каждая консистентная смазка имеет ряд технических показателей, которые нужно учитыватьпри определении сферы применения.

Характеристики

Каждая из смазок имеет показатели, отражающие ее свойства:

  1. Механическая стабильность. Данный показатель отражает скорость восстановления структуры после выхода из зоны трения. Смазки имеют «каркас», который не должен окончательно распасться после работы оборудования. Способность к сохранению структуры — одно из основных свойств пластичных смазок. Вне зоны действия они приобретают свойства твердого тела, а в рабочей зоне — обеспечивают скольжение, смягчаются и защищают от механического истирания.
  2. Показатель пенетрации. Он отражает степень вязкости. Проверка проводится на специальном оборудовании. В слой состава в течение 5 сек. помещается конус, а глубина его проникновения под силой собственного веса и отражает вязкость. Различают пенетрацию перемешанной смазки — проникновение конуса в перемешанную массу при температуре 25 °С, и статичную пенетрацию — показатель, измеряющийся при той же температуре в неперемешанной массе.
  3. Класс NLGI — соответствует определенным показателям пенетрации. Чем выше показатель, тем мягче состав, и наоборот. Класс 000 — самый первый, которому соответствуют смазки, схожие по текстуре с маслом. Далее следует классы 00…6, последний из которых объединяет твердые, мылообразные составы.
  4. Температура каплепадения. Промышленное оборудование, работающее в условиях высоких температур, требует защиты. Однако под воздействием тепла многие смазки теряют стабильность, расслаиваются, перестают выполнять функции и являются дополнительным источником загрязнений. Чтобы достоверно определить диапазон рабочих температур, смазку нагревают в специальном приборе до момента падения первой капли состава. В процессе определяется температура плавления и последующего разрушения структуры консистентной смазки.
  5. Предел прочности при сдвиге. Данный показатель отражает минимальную нагрузку, при которой разрушаются структурные связи состава. Далее происходит необратимое разрушение «каркаса», после чего смазка не восстанавливается до твердого (вязкого) состояния.
  6. Влагостойкость. Пластичные смазки должны защищать от влаги, но стоит учесть, что воздействие воды может быть слабым или интенсивным, а ее температура — низкой или высокой. Например, в элементах трубопроводной арматуры, предназначенной для водотока, необходимо максимально обеспечить защиту от водопроникновения, предотвратить коррозию, связанную с образованием паров.
  7. Термостойкость — способность состава выполнять защитные функции при воздействии повышенных или экстремально низких температур. Наряду с термостойкостью оценивают показатель испаряемости на открытых элементах и в вакууме.
  8. Коллоидная стабильность (синерезис) — показатель, отражающий размер выделенного масла из смазки.
  9. Химическая стабильность — показывает способность противостоять воздействию химически активной среды.
  10. Коррозионная активность. Некоторые виды смазок имеют в составе воду. Влага может вызывать коррозию узлов промышленного оборудования, и в таких случаях составы нельзя использовать для консервации.

При эксплуатации промышленного оборудования необходимо учитывать свойства смазок. Например, при высокой степени летучести из состава испаряется влага, он становится более густым, способность противостоять трению снижается. При повышенных нагрузках разрушается структурный каркас вещества, а агрессивная химическая среда может свести на нет усилия по повышению срока эксплуатации оборудования.

Топ 5 консистентных смазок

Пластичные смазки различаются по составу, свойствам, относятся к разным ценовым категориям. Среди них есть наиболее востребованные.

Литол-24

Смазки Литол-24 изготавливаются на основе минеральных масел с добавлением литиевого мыла. Состав используют для обслуживания транспортных средств, строительной и сельскохозяйственной техники, судовых механизмов. Защитные свойства Литол-24 усилены антиокислительными присадками и загущающими составами. Смазка имеет температуру каплепадения 180 °С, однако не относится к термостойким. Диапазон рабочих температур составляет -40…+120 °С. Испаряемость при температуре 120 °С достигает 6%. Показатель NLGIравен 3.

Читать еще:  Как резать клинкерную плитку, чем и как правильно резать клинкерную плитку

Литол-24 наносится на поверхности трущихся механизмов промышленного оборудования, зубчатые передачи, шарнирные механизмы. Зачастую смазку Литол применяют в качестве замены солидолов.

Molykote 165-LT

Смазка Molykote 165-LT (Германия) — литиевый пластичный состав, отличающийся термостойкостью и повышенной адгезией.

Смазка предотвращает скачкообразные движения, работает во влажной среде, препятствует коррозии металлов.

Диапазон рабочих температур составляет -25…120 °С; показатель NLGI равен 2…3. Состав стоек к окислению, давлению, трению.

Molykote 165-LT используется для обработки узлов подъемного транспорта, дробильных установок, металлургического оборудования.

Teroson White Grease LOCTITE

Смазка Teroson White Grease LOCTITE (Германия) представляет собой спрей, наносимый на цепи, зубчатые колеса, механические передачи, направляющие скольжения. Состав выдерживает температуру до 120 °С.

Продукт отличается высокой влагозащитой, отлично защищает металл от коррозии. Teroson White Grease LOCTITE может использоваться на открытых механизмах, поскольку не притягивает пыль и оберегает механизмы от воздействия внешней среды.

WEICON Allround Lubricant AL-F

Смазка немецкого производства WEICON Allround Lubricant AL-F изготовлена на основе минерального масла, загущена литиевым мылом. Отличительная черта состава — наличие допуска, позволяющего ее применение в пищевом производстве.

Термостойкость составляет -30…+120 °С; консистенция соответствует 2 классу NLGI. Состав противостоит негативному воздействию влаги, способствует скольжению поверхностей, предотвращая трение. WEICON Allround Lubricant AL-F наносится на шарниры, подшипники качения и скольжения, открытые зубчатые передачи, рычаги направляющих скольжения.

NSF H1 EFELE SG-393

Российская компания «Эффективный элемент» представляет пластичную смазку, изготовленную на основе силиконового масла с политетрафторэтиленом. Диапазон рабочих температур состава равен -40. +160 °С. NSF H1 EFELE SG-393 может использоваться в пищевом производстве, подходит для применения в системах газо- и водоснабжения. Состав совместим с большинством пластмасс и эластомеров, значительно смягчает монтаж и демонтаж оборудования, устойчив к смыванию дезинфицирующими и моющими средствами.

Использование смазок по назначению поможет повысить срок использования промышленного оборудования и снизить затраты на ремонт.

Универсальная консистентная смазка

Консистентная смазка — смазка, смазывающие вещества которой бывают нескольких видов и типов. Они выпускаются в виде жидкости, аэрозоля или пасты. Основное назначение материала — уменьшение трения, сохранение деталей в целостности, очищение механизмов.

Изготавливаются разными способами, как правило — это масло с различными присадками и загустителями.

Назначение смазки

По основе масла такие вещества бывают синтетическими и минеральными. Роль присадок зависит от назначения смазки, это:

  • антиокислительные свойства;
  • антикоррозийные;
  • противозадирные;
  • разделительные (дезактивирующие металл);
  • повышающие липкость.

По типу загустителя они делятся на мыльные и немыльные.

Все смазки создают на поверхности защитную пленку, которая очищает деталь и снижает уровень трения. Очищение гарантирует долгий срок службы механизма и предотвращение появления трещин, царапин, снижение уровня трения, значительно продлевает срок эксплуатации и дает развить большую мощность, повысить технические характеристики механизма.

Важно правильно подобрать нужный материал для каждого узла, учитываю рабочую температуру и температуру окружающей среды. Кроме того, при подборе важны и условия эксплуатации, уровень влажности, возможность попадания воды и грязи.

При несоблюдении правил возможен перегрев, что приведет к истончению пленки или ее исчезновению. Если смазка не рассчитана на использование при низких температурах, она будет застывать и затруднять работу механизма. Не все материалы защищают от воздействия влаги, это тоже нужно учитывать.

Что такое консистентная смазка?

Уникальный материал, который нельзя отнести ни к густым, ни к жидким. Он меняет свое свойство в зависимости от нагрузки и температурного режима. Свое применение нашла наравне с жидкими смазочными маслами. Изготавливается из масла с добавлением загустителей на мыльной или другой основе.

Процентное содержание жидкой части колеблется от 70 до 90%. В зависимости от назначения и производителя добавляются загустители:

  • высокомолекулярные кислоты (мыльный загуститель);
  • углеводороды;
  • органические продукты;
  • неорганические продукты.

Для защиты от коррозии может применяться парафин. Для создания более плотного защитного слоя — графит. Также в состав могут входить различные присадки не более 5% от общей массы.

Основа используется нефтяная или синтетическая. Для обработки высокоскоростных механизмов, в том числе таких, как смазка для подшипников, чаще всего используется синтетическая основа. Ее применяют и при укомплектовании деталей на производстве.

Отличительной чертой силиконовых смазок является ее уникальная консистенция. В исходном виде она выглядит как паста, и относится к твердым сортам, но при нагреве или повышении нагрузки из мази превращается в жидкость. Но не вытекает, при снижении показателей температур и нагрузки возвращается в исходное состояние.

Например, используется силиконовая смазка в подшипнике, при работе механизма она станет жидкостью и покроет плотной пленкой все трущиеся элементы, но при выходе из зоны повышенной нагрузки силиконовая смазка вновь станет пастой и останется на подшипнике.

Преимущества и недостатки консистентных смазок

Силиконовая смазка практически не имеет запаха, то есть является нетоксичной. В зависимости от производителя цвет может различаться от прозрачного, красного, синего до черного.

Тест показывает следующие преимущества:

  • Снижение уровня трения между высокоскоростными деталями;
  • Увеличивается скольжение среди работающих элементов;
  • Образуется плотная защитная пленка и срок эксплуатации механизмов повышается в разы;
  • Водостойкая смазка защищает металл от воздействия влаги и появления коррозии;
  • Практически не подвергается воздействию агрессивных сред;
  • Образовывает теплообмен, предотвращая перегрев.

Использование пластичной смазки позволяет применять ее на любых поверхностях: вертикальных, горизонтальных, для шестерен, подшипников, цепей, шрусов. Благодаря своей консистенции она хорошо будет держаться, не растечется, не сваляется в ком, не отойдет от поверхности, образовывает пленку и плотно соединяется с металлом.

Говоря о недостатках, тест показывает их отсутствие. Исключением может послужить неправильное применение или неверный подбор материала. Также нужно обратить внимание на срок годности, силиконовая смазка практически не портится, но приобретать товар, который долго пролежал на складе все же не стоит.

Характеристики консистентной смазки

Универсальная консистентная смазка удерживается на любой поверхности и образует плотный каркас. Что существенно повышает прочность на сдвиг. Обеспечивается механическая стабильность, с жидкими смазками такого эффекта нельзя достигнуть. Существует защита от вытекания и возвратный процесс загустевания, что всегда сохраняет детали защищенными и не позволяет ей попасть в другие механизмы.

Силиконовая смазка работает при больших перепадах температур. Как показывает тест механизмы отлично заводятся и функционируют даже при самых низких температурах. При воздействии больших нагрузок из пастообразного состояния водостойкая смазка становится жидкой, что уменьшает трение между шестернями и улучшает работу механизма.

Назначение смазывающего вещества может различаться и применяться не только для рабочих механизмов, но и для консервации деталей. Тест показал и отличные свойства как герметика, может применяться для закручивания болтов, для сальников и т.д.

Вывод

Ежегодно от воздействия силы трения страдают механизмы, это приносит колоссальный урон производству, эксплуатации различных механизмов. От разрушительной силы детали перегреваются, царапаются, трескаются и как результат приходят в негодность.

Создание универсальной смазки — это вызов производителям. И такая появилась — консистентная водостойкая смазка. Уже не один тест прошел над этой смазкой и показатели радуют. Для работы любого механизма: зубчатого или подшипника. Уменьшить силу трения и обеспечить долгий срок эксплуатации деталей — задача каждого автомобилиста.

Водостойкая смазка — не редкость, и стоимость ее вполне приличная. Но приобретать лучше смазывающие материалы от мировых брендов и хорошо зарекомендовавших себя производителей. В пределах Москвы это простая задача, но всегда не хватает времени. На помощь приходят интернет-магазины, где можно купить консистентную смазку от лучших производителей, по самым низким ценам, с доставкой.

Ссылка на основную публикацию